Смотрим в глубь DLL средствами Delphi delphid.dax.ru WinSov.com Не раз приходилось получать письма с просьбой рассказать о создании и использовании DLL в Delphi. В этой статье мы с Вами во всем разберемся и создадим свою библиотеку. Динамически связанные библиотеки (Dinamic Link Library) дают возможность различным приложениям при своей работе использовать общий набор ресурсов. Важно то, что процедуры и функции, помещенные в DLL, выполняются внутри того процесса, который их использует. DLL предоставляет для всех приложений одну единственную копию ресурса, который совместно используется всеми запросившими его приложениями, в отличие от подпрограмм, которые запускают для каждого вызвавшего их приложения свою отдельную копию. Так же в отличия DLL от подпрограмм можно включить и то, что DLL могут экспортировать только процедуры и функции, но не типы, константы и т.д. Хочется привести отрывок из "Уроков по Дельфи" о структуре DLL в памяти: DLL - библиотека, в отличие от приложения не имеет ни стека, ни очереди сообщений. Функции, помещенные в DLL, выполняются в контексте вызвавшего приложения, пользуясь его стеком. Но эти же функции используют сегмент данных, принадлежащий библиотеке, а не копии приложения. В силу такой организации DLL, экономия памяти достигается за счет того, что все запущенные приложения используют один модуль DLL, не включая те или иные стандартные функции в состав своих модулей. Часто, в виде DLL создаются отдельные наборы функций, объединенные по тем или иным логическим признакам, аналогично тому, как концептуально происходит планирование модулей ( в смысле unit ) в Pascal. Отличие заключается в том, что функции из модулей Pascal компонуются статически - на этапе линковки, а функции из DLL компонуются динамически, то есть в run-time. Создание DLL Структура DLL мало чем отличается от обычной структуры модуля в Object Pascal. Начинаться DLL должна со слова Library, за которым помещается название библиотеки. Функции и процедуры, которые DLL будет предоставлять другим пользователям (экспортировать), перечисляются после директивы exports. Для каждой процедуры или функции можно указать ее номер с помощью директивы Index. Если номер будет отсутствовать, то компилятор проведет автоматическую индексацию. Вместо номера процедуры можно использовать уникальное имя, которое задается с помощью директивы name. Если же не указано ни имени функции, ни ее номера, то Дельфи воспримет это как экспорт по имени, которое будет совпадать с названием функции. Библиотека может содержать также и код инициализации, который будет выполнен при ее загрузке. Он помещается между begin и end. Вот общая структура DLL: library First_Dll; uses <используемые модули>; <объявления и описания функций> exports <экспортируемые функции> <описание процедур и функций> begin <инициализационная часть> end. Приведу примеры описания экспортируемых функций в разделе exports exports Function1 index 2; Fucntion2 name 'My_sqr'; Function3; Как Вы уже догадались, имя функции может не совпадать с именем для экспорта!!! Использование DLL Модуль, в котором необходимо использовать процедуры и функции из DLL должен использовать директиву external. Существует два способа использования DLL (динамический и статический). В первом случае, приложение вызывающее функцию из DLL знает имя библиотеки и точку входа в нее, при этом предполагается, что библиотека не меняется. Во втором случае перед использованием DLL следует убедиться, что требуемая библиотека существует, и в ней есть необходимая подпрограмма. Импортировать подпрограмму можно по ее имени и номеру. Поиск подпрограммы по номеру происходит быстрее, но всегда это удобно. Ниже приведены примеры импорта функций из нашей First_DLL, которая была рассмотрена в примере: { импорт по специфицированному имени } Function ImportByName; external 'First_DLL' name 'My_sqr'; { импорт по индексу } Function ImportByOrdinal; external 'First_DLL' index 2; { импорт по оригинальному имени } Function Fucntion3; external 'First_DLL'; Мы рассмотрели статический метод использования DLL. Но в некоторых случаях заранее не известно какая именно потребуется библиотека, поэтому следует воспользоваться динамическим методом: uses WinTypes, WinProcs, ... ; type TMyProc = procedure ; var Handle : THandle; MyImportProc : TMyProc; begin Handle:=LoadLibrary('FirstDLL'); if Handle>=32 then { если <=32 - ошибка ! } begin @MyImportProc:=GetProcAddress(Handle,'My_sqr'); if MyImportProc<>nil then ...... {здесь используем полученную функцию} end; FreeLibrary(Handle); end; Но по-моему все что здесь написано не очень-то понятно и хочется реальных завершенных примеров. Я всегда расстраивался, когда в статьях было мало примеров, а одна только теория, поэтому предлагаю Вашему вниманию простой пример использования DLL. Нажмите в меню File -> New и выберите DLL. Сохраните готовый шаблон, как предлагается, под именем Project1.dpr. Ниже приведен его полный код: library Project1; uses SysUtils, Classes; Function Function1(x,y:integer):integer; export; Begin Result:=x+y; End; Function Function2(x,y:real):real; export; var t:real; Begin t:=exp(y*ln(x)); Result:=t; End; exports Function1 index 1, Function2 name 'My_sqr'; begin end. Здесь две функции, первая вычисляет сумму двух чисел и экспортируется по номеру, а вторая вычисляет x в степени y и экспортируется по имени. Теперь создадим новый проект и сохраним его под каким-нибудь другим именем, например, DemoDLL. Разместим на форме две кнопки, щелчок на первой из них будет вызывать первую процедуру, а щелчок на второй - вторую. Вот полный код этого демо-проекта: unit demo; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} function ImportSumm(x,y:integer):integer;external 'Project1' index 1; //импорт по номеру function ImportSqr(x,y:real):real;external 'Project1' name 'My_sqr'; //импорт по имени procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var t:real; begin //Узнаем сколько же будет два в третьей степени t:=ImportSqr(2,3); Showmessage(FloatTostr(t)); end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var t:integer; begin //Узнаем сколько же будет 10+10 t:=ImportSumm(10,10); Showmessage(IntTostr(t)); end; end. Ну вот, надеюсь хоть немного прояснил ситуацию :))